Лучшие люди земли – крестьяне
Земледелие — процесс, который, с одной стороны, всегда оставался фундаментальным и неизменным: получение пропитания и забота о земле, приведение полей вновь и вновь в естественное природное состояние.
Но, с другой стороны, этот процесс постоянно меняется не только из-за инноваций в технологиях, но и в ответ на вызовы природной и социальной нестабильности, когда климатические колебания, экономические кризисы и технологические прорывы меняют правила игры. Как же адаптироваться к этому бушующему морю перемен и найти устойчивое решение?
На радио «Серебряный дождь» вместе со Светланой Лач говорили о том, как адаптивное земледелие, наш опыт в Naturbook и работы мировых последователей пермакультуры отвечают на эти вызовы. С нашей стороны — Валерия и Илья Букины, совладельцы Naturbook, участники Союза органического земледелия.

Союз органического земледелия публикует текст Валерии Букиной, который она подготовила к эфиру.
История Naturbook — это путь семьи Букиных, начавшийся в 2009 году с поездки в Австрию, где состоялось знакомство с Зеппом Хольцером — горным традиционным крестьянином, идеи и дела которого наградили его прозвищем «аграрий-революционер». Его взгляды, воля и путь нашли отклик в сердцах нашей семьи и в течении первых пяти лет, до 2013 года постоянно обучались через практические кейсы, в плотном графике, организуя и проводя с Зеппом до 10 курсов/практикумов/семинаров за год, а с 2014 г. по 2019 г. ежегодно повышали квалификацию, привозя учебную группу на курс в Австрию, в оба поместья семьи Хольцер, в Краметерхоф к Йозефу и в Хольцерхоф к Зеппу. Параллельно обучались в ВУЗах и получили новые специальности, Илья по ландшафтной архитектуре, Валерия в аспирантуре по фитопатологии. Следуем путем междисциплинарного объединения технологий природного земледелия, науки и философии в целостное экосистемное многоукладное хозяйство.
Но первое прикосновение и смена жизненного пути случились именно у Александра Букина – главы семьи и сооснователя компании. Александра увлекли видеоролики про пермакультуру и вскоре он с Валерией отправился в Краметорхоф для обучения и личного знакомства с Зеппом, затем с сыном на курсы в Португалию, в Тамере, вовлек в пермакультурное странствие и остальных членов семьи.
Для Валерии, как врача-аллерголога, важным было научиться строить здоровую исцеляющую и пищевую среду-биотоп, в котором изначально бы не происходило иммунных поломок у беременных/новорожденных и/или быстрая нормализация генотипа/фенотипа. К этой идее привело осознание того, что астма, дерматиты и прочие аллергопатологии у новорожденных тесно связаны с условиями зачатия и вынашивания, с питанием и состоянием окружающей среды будущей мамы и даже ранее — её детства и условий зачатия её мамы. Это определило целеполагание и стало толчком для практических шагов, направленных на оздоровление людей в условиях исцеляющих устойчивых экосистем, способных адаптироваться и самоорганизовываться, подобно природному лесу, полю, озеру. Но попытка сделать это на гектаре тульского родового поместья без тяжелого дачного/ручного физического труда не удавалась, поэтому работающая модель поместья Краметерхоф на 50 га стало новой точкой кипения. Оставаясь врачом и педагогом-психологом, из дачницы алма-атинских предгорий она превратилась в строителя пяти действующих и плодоносящих лесосадов, как биотопов, работа над которыми помогла объединить все разрозненные знания о теле земли, теле человека и теле социума в единое целое, в сложные живые системы, которые помогают восстанавливать плодородие земли, аромат воздуха, чистую воду, питать и исцелять людей.
Вдохновителями друг другу были мы при создании нашего семейного бизнеса, это очень трудный путь, нам все консультаны и эксперты убедительно доказывали не строить семейный бизнес, но нас, видимо, спасала природа и мировоззрение Зеппа: «в природе нет конкуренции, а есть кооперация, нет сорняков, все нужны друг другу». В нашем деле участвуют не только супруги, но и сын, и дочери, можно сказать, что это не просто семейный «бизнес», а поколенческое дело в области пищевых агроэкосистем и путь к гармонии с миром, который открывается через строительство озер, работу с землёй, посадку садов.
Отринув изнуряющий ручной труд на даче со сверхурожаями на 8 сотках, мы замахнулись на гектар! Участок под Тулой стал первой лабораторией, где природа победила, чтобы предоставить нам шанс понять, что написано в её Книге, на практике доказать, что в этом деле нет тупиков и не правильных решений, только осознание взаимосвязей и адаптация, потому что мы уже понимаем: земля не терпит насилия.
В первый период мы начали с испытаний на собственном участке, включая работу в горных территориях. Применяли традиционные методы, которые, увы, не обходились без суровых и травмирующих ошибок. Так мы, можно сказать, прошли через опыт того, как не следует работать с землёй, чтобы в дальнейшем научиться делать всё правильно.
Российский центр пермакультуры Хольцера был основан в январе 2010 года, а Агроландшафтное бюро NaturBook— в 2011. Пусть это и не 100 лет опыта, но начало весьма успешное, предыдущие 16 лет в сельском хозяйстве, которое в то время никому не было нужно — это впечатляющий путь.
Новаторство Зеппа Хольцера
Зепп Хольцер — человек, чьи проекты впечатляют своим размахом и парадоксом очевидности «это так просто? нет никакой тайны и супер знаний?». Одним из ярких примеров является его приёмы при создании водоёмов, начиная с соточных прудов до озер на десятки гектар, а также преобразование пустынных территорий в процветающие сады, например, в Португалии, Испании. Он успешно решает проблему водного дефицита в полупустынных зонах, что стало одним из ключевых аспектов его работы.
В своих проектах Хольцер использует тяжёлую технику для быстрой рекультивации. Это позволяет ему восстанавливать территории, пострадавшие от векового вмешательства человека в экосистему, за короткие сроки. Он сумел справиться с главной проблемой таких мест — нехваткой воды. Зепп мастерски управляет водными ресурсами: собирает дождевые и паводковые воды, распределяет их по территории, создавая систему накопления, чтобы в нужный момент дать растениям воду без использования искусственного полива.
Его девиз — «вода — это жизнь». Когда Зепп принял в управление горное хозяйство своего отца в Краметерхофе, территория уже была в их семье около 50 лет и 50 с лишним лет управления Зеппом и уже 15 лет под управлением сына, Йозефа. Для России такой пример долгосрочного управления одной территорией силами одной семьи более 115 лет — это невообразимо, но опыт этой семьи стал основой для успешной интеграции методов сбора дождевой воды. Через 50 лет накопления воды в грунтах начали пробиваться родники, что запустило бесконечный процесс, поддерживаемый самой природой.
Хольцер придерживается философии, согласно которой почва — это как человеческое тело. В ней есть те же «кровеносные» сосуды, которые переносят воду и избавляются от токсинов. Эта аналогия позволила нам быстро погрузиться и понять принципы работы в земле не будучи агрономами. Врачу стало интересно найти подобия кровеносной, воздухопроводящей и лимфатической систем в почве, как в организме, и действительно, почва имеет свои «пищеварительные» и «выводящие» системы. Если её не разрушать, она будет работать, обеспечивая жизнь растениям и всей наземной экосистеме. Но когда человек разрушает «тело почвы», ему приходится целиком заменять всё автоматически работающее почвенное жизнеобеспечение своим трудом, технологиями и методами. Поэтому пермакультура и другие биологические методы земледелия стремятся к восстановлению почвы и к технологиям аналогичным природным процессам.
Новаторство Зеппа Хольцера заключается в том, что он привнес новые подходы в пермакультуру, работая с большими территориями. Он освоил метод крупной ландшафтной геопластики, изменяя местность для локальных климатических изменений. Важным аспектом его работы является управление водными ресурсами не только локально, но прежде, и в первую очередь, глобальных территорий: создание внутри грунтов автономных систем для накопления даже слабых грунтовых ресурсов питьевой воды, удержание, распределение и накопление подпочвенной воды для корней деревьев, выращивание адаптированных к сложным условиям культур, саженцев, селекция семян, которые способны выживать без полива и лечения в засушливых регионах. Такие растения формируют сложные сети корней, различных симбиозов, обеспечивая себя водой и питательными веществами в любых условиях.
Ещё одним достижением Зеппа является его подход к обучению. Он возродил старую систему передачи знаний от мастера к ученику, основываясь на принципе, что учить нужно поэтапно, давая столько информации, сколько может вместить ученик в данный момент. Этот подход продолжает оставаться одним из самых эффективных способов обучения. Практика и теория идут рука об руку: что изучается, то сразу применяется на практике, и знания даются в зависимости от «вместимости» ученического сознания.
Адаптивное земледелие: философия гибкости экосистемы, а не диктат технологии
Адаптивное земледелие — это не просто агрономический метод, это системный агроэкологический подход изучения ландшафта и биотопа в целом, с целью сделать его продуктивным, не разрушая почвы, повышая год от года плодородие, выстраивая самоподдерживающую агроэкосистему, ограничивая и в дальнейшем совсем не используя сельскохозяйственные яды. Методы адаптивного ландшафтного земледелия основаны на принципе глубокого, подробного изучения территории и междисциплинарного синтеза полученных данных в целостную гибкую локальную технологию почвообработки/посадки/выращивания/защиты под каждое поле. В отличие от интенсивных подходов, при которых деградация с каждым годом нарастает, адаптивные и пермакультурные пищевые системы, начиная с 4-5 года по нисходящей требуют активного контроля и вмешательства человека, перестают подвергаются ветровым/водным эрозиям, вместо истощения плодородного слоя, повышается содержание микро и мезоорганизмов почвенного биоконсорциума и растёт толщина гумусного слоя. Продуктивная система (плодовая, ягодная, пашня в т.ч.) начинает работать аналогично природной, позволяя системе адаптироваться к изменениям. Аналог для подражания и принципы работы можно и нужно искать в природных экосистемах — лес/луг/пруд: в многоярусной системе растения растут и развиваются, умея подстраиваться под перемены, приобретают новые эволюционные качества.
Методы адаптивного ландшафтного земледелия основаны на принципе глубокого, подробного изучения территории и междисциплинарного синтеза полученных данных в целостную гибкую локальную технологию почвообработки/посадки/выращивания/защиты под каждое поле. В отличие от интенсивных подходов, при которых деградация с каждым годом нарастает, адаптивные и пермакультурные пищевые системы, начиная с 4-5 года по нисходящей требуют активного контроля и вмешательства человека, перестают подвергаются ветровым/водным эрозиям, вместо истощения плодородного слоя, повышается содержание микро и мезоорганизмов почвенного биоконсорциума и растёт толщина гумусного слоя. Продуктивная система (плодовая, ягодная, пашня в т.ч.) начинает работать аналогично природной, позволяя системе адаптироваться к изменениям. Аналог для подражания и принципы работы можно и нужно искать в природных экосистемах — лес/луг/пруд: в многоярусной системе растения растут и развиваются, умея подстраиваться под перемены, приобретают новые эволюционные качества.
Человек умеет и должен эту модель сделать гибкой, компактной, исключить тяжелую эксплуатацию ручного труда, ускорить и усовершенствовать, благодаря научно-исследовательскому разуму и современным инновациям. Это во-первых, беспилотные летательные системы для обработки/внесения биопрепаратов с воздуха, в том числе на смешанные ярусные посадки разной высоты, о которых уже все в курсе.
На самом деле нужно сказать, что каждый фермер, использующий эти методы, это не просто фермер-бизнесмен, а настоящий экосистемный крестьянин —хозяин земли и это также его путь и смысл жизни.
Есть уверенность, что за 15 лет произошел серьёзный сдвиг в понимании ценностей и приоритетов у людей. Что здоровые и вкусные продукты питания — это не просто «зелёные» игрушки богатых фриков, а безусловный шаг к физическому и ментальному здоровью каждого лично, его детей/внуков здесь и сейчас. К земле повернулись лицом, но как действовать — не понятно, казалось, что утеряна связь поколений и передача знания и технологий. Но на самом деле нет. И в том числе потому, что далеко не все прежние технологии и знания нужно передавать и вспоминать. Земля требует нового подхода, потому что параметры самого Мира меняются. Мы готовы к этим переменам, надо делать и делать, и делать… адаптивное земледелие и пермакультура даёт нам все инструменты для решения.
Смотреть видео эфира
Союз органического земледелия — независимое общественное движение. Рост производства и потребления здоровых, органических продуктов, обучение, просвещение потребителей, научные исследования, внедрение экоагротехнологий в АПК.
Мы за здоровье почв, экосистем и людей! Вы с нами?
Вступить в Союз органического земледелия
Подписывайтесь на нас в социальных сетях:
Телеграм:
https://t.me/organicsozbio
Вконтакте:
https://vk.com/unio
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ










ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НОВОСТИ СОЮЗА
Новости, полезные статьи, анонсы мероприятий